Несу свой квест...

 Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода, и как 5 «Г» с 6 «В» играют в лапту на уроке физкультуры. И не важно, что ты совершенно не знаешь правил, но эти хаотические передвижения по площадке в школьном дворе, мелькание мяча и невероятный азарт затягивают. Крики, споры и удары биты о мяч, возня в строю: «Ты бил уже, теперь моя очередь», восторг от победы… Мне еще ни разу не приходилось видеть, как играют в лапту. Тем более на уроке физкультуры. Я понимаю: баскетбол, волейбол, футбол – это те игровые виды спорта, которые вполне обычны для школьных уроков «физры», но лапта… Впрочем, с учителем физкультуры прохладненской СШ №8 Виталием Александровичем Петраковым связано много чего необычного. На республиканском конкурсе «Учитель года-2018», где он стал лауреатом, его называли «разрушителем стереотипов». Начнем с того, что учителя физкультуры вообще очень большая редкость среди участников этого конкурса, так как физкультура входит в число неприоритетных школьных предметов. Мы сейчас не  будем спорить о том, как важен этот предмет, безусловно, важен. Но 9 из 10 старшеклассников вам скажут, что легко пожертвуют физкультурой взамен на час занятий с репетитором по тому предмету, по которому им предстоит сдавать ЕГЭ. Скажут-скажут, я проверяла. И не только скажут, но и докажут – у учеников 10-11 классов физкультура – самый «сачкуемый» предмет. А у Петракова на уроке вполне нормальная посещаемость. Ходят все – и старшие, и младшие классы, причем еще и в единой форме! И с удовольствием, а не под страхом наказания. А еще он утверждает, что уроки физкультуры должны быть «познавательными, интеллектуальными и творческими». Поэтому проводит со своими учениками – а преподает он во всех классах с первого по одиннадцатый – уроки-квесты. Говорит, что научился этому у своего первого тренера по легкой атлетике Владимира Николаевича Бакланова.
- Меня к нему мама во втором классе привела, и мне все сразу понравилось, - вспоминает Виталий. – Владимир Николаевич умел каждую тренировку делать особенной, интересной для всех. Даже самые сложные упражнения проходили в виде игры, подогревая наш интерес и азарт. А еще он всегда был частью этой игры, несмотря на свой преклонный возраст, сам выполнял вместе с нами все упражнения, втягивался в игру, увлекался и увлекал нас. Мы тогда не задумывались о его методах тренировки и воспитания, нам просто нравилось заниматься у него. А когда я сам стал педагогом, то понял, что это главные составляющие работы – быть искренне заинтересованным в том, что ты делаешь, и уметь эту заинтересованность передать ученикам. Как? Есть разные способы. Я выбрал то, что раньше называлось игрой, сейчас – квестом. Например, квест-пазл «Спортивная гимнастика»: командная эстафета, в которой за каждый удачно пройденный этап команда получает кусочек пазла, из которого потом соберет портрет известного гимнаста России. Или квест на знание истории олимпийского движения, где оцениваются не только успешно пройденные спортивные испытания, но и правильные ответы на вопросы по теме. Или квест «Известные баскетболисты»…Темы уроков-квестов могут быть самые разные. Мы в школе даже проводили интегрированные уроки-квесты. Физкультура с математикой и физкультура с биологией. В первом спортивные упражнения в эстафете сочетались с решением математических задач, доступ к которым можно было получить, лишь выполнив эти упражнения. А из второго мы сделали «квест-рыбалку». Тема была «размножение и развитие насекомых», и мы «ловили на них рыбу», попутно узнавая весь цикл развития всяких жуков и бабочек. Идея с рыбалкой моя. Это любимый досуг. Нередко ходим рыбачить на затоны на Малке с семьей. Даже у младшего, четырехлетнего сына есть свой рюкзак и удочка для таких походов.
- Из-за квестов в вашей школе так любят физкультуру?
- Не думаю, что это – главная причина. У меня же не каждый урок – квест. И вообще я не единственный преподаватель физкультуры в нашей школе – у меня есть еще несколько замечательных коллег. Конечно, отношение к педагогу влияет на посещение уроков старшеклассниками, например. У меня с моими старшеклассниками очень хорошие отношения, я ведь у них с третьего класса преподаю, мы уже как-то сроднились даже. 
- Я знаю прекрасных преподавателей физкультуры, у которых на уроках 5-6 одиннадцатиклассников в лучшем случае. Потому что: «…вы, Иван Петрович, самый лучший, самый замечательный, конечно, но нам по физре ЕГЭ не сдавать, поймите и отпустите с урока!»
- А я знаю преподавателя в соседнем колледже, к которому на физкультуру все бегут с удовольствием. А ведь, казалось бы, людям, которые с профессией определились уже, вообще не «эта физра» нужна, а спецпредметы, которые помогут освоить специальность. А знаете, почему бегут? Потому что он действительно «самый лучший и самый замечательный»! Это как пример. Но есть и другие причины того, что у нас с посещаемостью уроков все нормально. Во-первых, у нас в школе очень любят спорт, и в городе в целом тоже. Наша школа за последнее время дважды выигрывала «Президентские состязания». А в городе только за сентябрь этого года прошло 5 спортивных соревнований для школьников! Уверен, что ни в одном другом городе республики, включая столицу, такого не было! У нас действительно популярен спорт, особенно легкая атлетика и туризм. Во-вторых, у нас есть немало старшеклассников, мечтающих о поступлении в вузы силовых структур, где физподготовка очень важна. Поэтому и трудятся усердно они на уроках физкультуры, и нормативы хорошо сдают. Впрочем, к нормативам готовятся не только те, кто в будущем видит себя в силовиках, но и те, кто хочет получить дополнительные баллы за золотой значок ГТО. А у нас таких немало.
- Путь к «лучшему и замечательному» всегда долгий и трудный? Не однажды ваши уроки наблюдаю, и кажется, что вам все дается легко, играючи, что вы – человек, сразу, с первой минуты работы попавший на свое место. Я ошибаюсь?
- Да. Но когда-то я тоже так думал… После школы поступил в Волгоградскую государственную академию физкультуры, потому что хотел быть тренером, как Владимир Николаевич. Занимался легкой атлетикой, выступал на соревнованиях. А после второго курса попал на педагогическую практику в одну из Волгоградских школ, где большинство школьников были детьми из неблагополучных и неполных семей, социальными сиротами и т.д. Вот там-то я и понял, что очень хочу быть школьным учителем. Я как-то очень быстро нашел общий язык с этими детьми, хоть мне и достался «самый сложный контингент» – старшеклассники. Может, потому, что я сам был почти их ровесником… Но мы быстро поладили и даже подружились, находясь «на одной волне», но не скатываясь в панибратство. Эти трудные дети оказались очень добрыми и отзывчивыми, как и коллектив той школы, который я до сих пор вспоминаю с большой теплотой.
- Практика так впечатлила, что вы после окончания вуза сразу пришли работать в школу?
- После академии я в армию ушел служить. На год. А потом вернулся домой и женился.
- Жена раньше, чем работа?! Ну вот, а вы мне показались таким рациональным…
- Первое, что я хотел сделать, вернувшись в родной город, – жениться на любимой девушке! Она меня столько лет ждала! Пока я учился, служил…а ведь мы с ней с девятого класса встречались. Да, я первым делом женился и до сих пор ни разу об этом не пожалел! А потом сразу устроился на работу. В частную пекарню. Не от безнадеги какой-то, не случайно, мне действительно всегда нравилось что-то делать своими руками, вот и решил попробовать. Два года пек бисквиты. Вкусные, между прочим. Мне до сих пор говорят, что это были лучшие бисквиты в этой пекарне. А уже 8 лет прошло.
 А про школу мне мама напомнила. О том, что если я еще пару лет не по специальности поработаю, то мой диплом придется подтверждать. Это, и мой подбирающийся к 100 килограммам вес, были аргументами за то, чтобы идти работать в школу по специальности. Я не выбирал, сразу пошел в восьмую. Она у нас «семейно-династическая», здесь учились мои родители, я, мой старший сын сейчас учится. Директор обрадовалась: «Ты вовремя! У нас как раз преподаватель физкультуры через неделю на пенсию уходит!» Я вышел на работу и… через неделю захотел уволиться и уйти!
- Куда? Обратно к бисквитам?! Что произошло с человеком, который уже на втором курсе очень хотел преподавать физкультуру в школе?
- Оказалось, что за прошедшие годы я не только подзабыл теорию и методику преподавания, я разучился… или, может быть, не умел… не знаю… находить подход к каждому ученику, выстраивать отношения, учитывая личность , характер. Теорию и методику можно было повторить, выучить, с практикой было сложнее. У меня ее не было, и надо было постепенно и аккуратно ее приобретать. Мне было уже не 19, в моем лице старшеклассники не видели «почти ровесника, товарища», но и умудренного опытом педагога тоже не видели. Много было такого, о чем вспоминать сейчас не хочется, – бойкоты, ссоры, беседы с родителями. Школьники бывают очень жестокими, особенно когда явный лидер класса – такой «отрицательный герой». Но я и сам сделал немало ошибок, сейчас, оглядываясь назад, я это понимаю. Мои уроки были плохо выстроенными, сумбурными, детям было не интересно, и они всем своим видом это показывали. Я злился, мы ссорились…
- Так почему же не ушли?
- Потому что я понял, что должен все поправить. Что научусь, что у меня все получится и все будет замечательно. Помните мои «самые лучшие бисквиты»? Во-о-от… Если я чем-то занимаюсь и считаю это нужным для себя и окружающих, то изо всех сил буду стараться делать это очень хорошо. Может, даже лучше всех.
- «Если дело стоит делать, то его стоит делать хорошо» – это, пожалуй, одно из лучших в жизни правил!
- И оно мне помогло. Через полгода примерно проблемы с учениками ушли совсем. Не сразу, постепенно я понял, как решаются все эти проблемы. Это очень простые решения. Я уже говорил о некоторых: не только знать, но и очень любить свой предмет и свою работу, быть искренне ею увлеченным. Только так и детей можно увлечь. А еще не равнять всех под одну гребенку, учитывать то, что у каждого ученика свой характер. Не надо размахивать кнутом перед тем, кому нужен пряник, и наоборот.
- Восемь лет педагогического стажа это достаточно для того, чтобы считаться опытным учителем? 
- Сейчас мне кажется, что достаточно. Но, может быть, года через два, когда у меня уже будет 10 лет стажа, я пойму, что этого мало. А может быть, для того, чтобы считаться опытным учителем, и всей жизни мало…

Гюльнара Урусова. Фото автора и из архива В. Петракова.

Свежие номера газет Советская молодежь


05.12.2018
28.11.2018
21.11.2018
14.11.2018