«Мой образ жизни – учитель»

 Справка «СМ»: Шомахов Заур Хамидбиевич родился в г. Баксан, там же закончил школу. Педагогический стаж 18 лет. С 1998 года – лаборант, а с 2000 – преподаватель истории и обществознания в МОУ СОШ №4 г. Баксана. В 2003 г. закончил педагогический колледж КБГУ по специальности «учитель географии», в 2006 – исторический факультет КБГУ. В 2006-2010 году проходил обучение в аспирантуре Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований по специальности «Отечественная история». Там же работал младшим научным сотрудником.
Лауреат республиканского конкурса «Учитель года-2018», победитель конкурса, проходящего в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Увлечения: шахматы, античная история, путешествия.
Женат, имеет сына.

 Я пытаюсь понять, что заставляет его ездить на работу каждый день в другой город. 25 километров туда и столько же обратно. Причем из столицы республики в райцентр, а не наоборот. Статус должности? Высокая зарплата? Невозможность найти подобную работу в Нальчике, где он живет уже шесть лет? Ничего подобного! Он – учитель, просто учитель истории и обществознания в баксанской школе №4. Я говорю: «Можно подумать, здесь в Нальчике нельзя такую же работу найти. Какая разница, все равно везде платят одинаково мало! Из-за этого что, стоит каждый день ездить в Баксан и обратно?» Он возражает: «Конечно, стоит. Я хочу работать в своей школе! Она «моя» – потому что я провел в ней больше 30 лет своей жизни. Из своих 38. Я здесь 11 лет учился и 20 лет работаю. Это уже такая же неотъемлемая часть моей жизни, как семья, например. Мне приятно наблюдать, как моя школа с каждым годом становится лучше, и мне хочется в этом процессе участвовать. Работа в ней – занятие для души».
 Полгода назад баксанский учитель истории и обществознания Заур Шомахов стал победителем муниципального и лауреатом республиканского конкурса «Учитель года -2018». В кулуарах члены жюри называли его «открытием» и «звездой» конкурса, восхищаясь его умением заинтересовать учеников, эрудицией, рассудительностью. И его эссе на тему «Человек, благодаря которому я стал учителем». Я даже поинтересовалась: может, помогал кто писать? Уж очень хорош текст – искренний и трогательный, без штампов, которыми часто грешат в этом конкурсе учителя, без длиннот, без банальностей. 
- Да кто же мне мог помочь? - удивляется Заур. – Это же личное! Я писал про своего брата, который старше меня на 7 лет. Он для меня всегда был и защитником, и наставником, и примером для подражания. 
Из эссе Заура Шомахова «Человек, благодаря которому я стал учителем»
«…Беззаботно топая в свою первую и единственную школу, я не боялся опоздать или попасть в беду, ведь со мной был мой проводник и защитник – мой старший брат. И, поправляя съезжающий набок ранец, я учащал шаг, чтобы ступать с ним вровень…
…Я первоклассник, выбегающий после занятий в школьный холл, чтобы найти брата и похвастаться полученной звездочкой за успехи в обучении или поведении. Это было так важно – получить одобрение того, чье мнение так же значимо, как мамина улыбка и папина похвала.
… Я старшеклассник и с модною в то время папкой под мышкой спешу на урок информатики, прокручивая по пути в голове все эти сложные термины, что были заданы на дом. И движет этим юношеским сознанием не увлеченность кибернетикой или двоичным кодом, не страх за возможный «неуд» в журнале. Важней быть уверенным в том, чтобы, когда преподаватель, окончив заполнять школьную доску, развернется и начнет урок, ты был готов. Ведь это тот же, кто водил меня в школу – мой старший брат. Теперь и мой учитель. И глядя ему в глаза, слушая его объяснения, я испытываю двоякое чувство от осознания многогранности человека. Эта тонкая линия между членом твоей семьи и преподавателем стирается, и два образа сливаются в один. Я твердо знаю, что не могу его подвести и разочаровать того, чьим мнением так дорожу.
…Я учитель, и учитель уже со стажем. Я даже могу утверждать, что выработал свое педагогическое кредо, оброс опытом и уверенностью. Но все равно хочется поделиться сомнениями или идеями и услышать дельный совет. И, давая свой открытый урок, я в первую очередь задаю вопрос ему – брату, другу, коллеге. Молча, лишь взглядом. Тебе нравится? Я все делаю правильно? И жду одобрения. И, получив его, понимаю, что счастлив!» 
- Влюбленные в свою профессию учителя, как правило, помнят свой первый урок, если даже он был полвека назад…
- Ну, у меня не полвека, конечно…Сентябрь 2000 года, я студент первого курса исторического факультета. У меня пятый класс. Тема – «Древнейшие люди». Такое не забывается. Волновался, конечно, как перед всяким новым для себя делом. Но это же была моя родная школа, в которой я 11 лет проучился и к тому времени два года проработал лаборантом. И наставник у меня был замечательный – учитель русского языка Галина Ивановна Маслова. Она меня постоянно поддерживала, подсказывала, советовала. 
- А теперь у вас все классы – с 5-го по 11-й? Это и есть, наверное, самое сложное в работе – разные темы, разные возрасты, разные подходы?
- Нет, самое сложное в работе учителя не это. А необходимость постоянно писать какие-то отчеты, планы, журналы…Эти вечные бумаги, бумаги, бумаги…Особенно если ты классный руководитель. Когда понимаешь, что это драгоценное время, ты потратил на составление каких-то планов и отчетов, вместо того, чтобы провести их в живом общении с детьми, становится очень обидно. И зарплата. Она тоже обидная. Сегодня учитель может жить…не богато, нет, правильнее будет не бедно – только если подрабатывает где-то. Чаще всего – репетиторством. Если ты умеешь это делать, и если твой предмет востребован, как история и обществознание, например, это спасение.
А работа со всеми возрастными категориями школьников это очень интересно! Они такие разные! И, конечно же, требуют разного подхода и разной мотивации к обучению. Малыши – 5-6 классы – самый, пожалуй, благодарный контингент. Они самые искренние, послушные и легко мотивируемые. Игра, конкурс, викторина – это то, что их приводит в восторг. Надо закрепить тему? Сыграем в историческую игру «Что? Где? Когда?»! Они будут в восторге еще несколько дней после, споря и выискивая в разных источниках доказательства своей правоты. Самый сложный контингент – среднее звено, 7-8 классы. Здесь постоянно приходится «работать психологом», решая скорее проблемы психологического, чем интеллектуального плана. Самый интересный контингент – 10-11 классы. Они уже готовы размышлять, анализировать, сопоставлять. И тоже предпочитают интерактивные уроки. Они могут путать гипотезы и факты, пользоваться сомнительными источниками, но в большинстве своем они хотят докопаться до сути, до истины. Я предпочитаю, чтобы они делали это сами, а я только направляю, помогаю. Один из моих любимых методов объяснения урока – «от визуальной картинки». Она может быть любой – историческая фотография, карта, документ и т.д. Это – отправная точка, вокруг которой будет выстроена и раскрыта тема. Ну, например, фотография из 80-х: магазин, пустые прилавки, длинная очередь людей с цифрами, написанными на ладонях. Разбираем тему «товарно-денежный дефицит в стране в 80-е годы», все вместе отвечая на вопросы: когда? почему? как? Вместе, это обязательно! Какие интересные гипотезы и догадки рождаются, сколько возникает вопросов, споров! Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности. В любой школе и дети, и классы не одинаковые по уровням интеллекта и обучаемости, поэтому на уроках я использую дифференцированный подход. С одаренными детьми провожу соответствующую их уровню усвоения работу, с учетом дальнейшего роста развития: методы интенсивного обучения, «мозговые штурмы», исследовательские проблемные методики, творческие работы. К более слабым детям подход другой и другие задания – соответствующие их уровню усвоения, такие, с которыми они могли бы справиться и не потерять интереса к теме, к учебе в целом. Если успешно справляются – задание усложняю. Нередко на интерактивных уроках делю класс на команды, стараясь, чтобы в каждую попали и сильные ребята – лидеры, и более слабые, которые будут за ними подтягиваться.
Мне важно не просто дать знания, важнее научить мыслить. Вот, кстати, один из главных плюсов работы учителя – возможность влиять на мировоззрение ребенка, формировать его мышление, восприятие, выбор ценностей.
- Приятно, когда ты «немножко создатель»? Но ведь этому и соответствовать надо! Исключительно личным примером…
- Именно! Учитель это не просто специалист с определенным набором знаний. Это не просто профессия и даже не призвание, это образ жизни. Я вполне серьезно! Учитель – это определенный склад ума, мышления, поведения, внешнего вида… Да, и внешнего вида тоже! Я не могу позволить себе рваные джинсы, шорты, грубые слова, алкоголь, раскрепощенное поведение и многое другое. Даже в выходной, даже в отпуске! Уверен, что дети подсознательно сравнивают твое поведение, речь, внешний вид с теми принципами, которые ты преподносишь им как учитель. Причем, твоя специальность, предмет, который ты преподаешь, первостепенного значения здесь не имеют. Дети воспринимают тебя не как «хранилище узкоспециализированной информации», а как первоисточник, которому они доверяют больше, чем учебнику. Они мне верят, и я не имею права не оправдать их доверие. И еще что важно, на мой взгляд, для учителя – постоянное самосовершенствование. Полностью состояться как педагог может только тот, кто сам непрерывно учится и совершенствуется.
- Как-то грустно получается – много требований и мало что взамен – ни достойной зарплаты, ни карьеры… Кстати, о карьере вы никогда не задумывались?
- А какую карьеру может сделать учитель? Стать директором школы? Чиновником в департаменте или министерстве образования? Нет, я этого совсем не хочу. Мне, кстати, как-то предлагали работу в администрации района, но я отказался. У меня есть работа в школе – это для души, репетиторство – чтобы содержать семью. Есть наука, в которой я – пока, временно – сделал паузу. Есть семья и любимые люди. Я не знаю, может, это и неправильно, но я не думаю о карьере. А о чем думаю? О том, что было бы здорово больше путешествовать. О том, что неплохо было бы написать книгу. Художественную. Не знаю пока о чем, но чтобы она была интересна многим. И еще о том, что как было бы хорошо больше времени проводить с семьей. В прошлом году за несколько часов до наступления Нового года мы с моим четырехлетним сыном пошли в парк. Наверное, мы были одни в этом зимнем парке – 31 декабря в три часа дня людям обычно не до прогулок. А мы гуляли часа два. И это были самые лучшие за последнее время часы моей жизни. Надо обязательно повторить…

Свежие номера газет Советская молодежь


08.11.2018
31.10.2018
24.10.2018
17.10.2018