1 марта, 2023 - 14:19
Еще с пушкинских времен в России писатели начали восприниматься как пророки, необычные мастера Слова, несущие в себе божественное, размышляющие о вечных вопросах, занимающих умы человечества на протяжении тысячелетий.
Гоголь в «Мертвых душах» открыто сказал всем, сколь тяжек путь писателя, глядящего в самую глубину явлений жизни и стремящегося донести до людей всю правду. «И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут…» – писал о судьбе писателя-пророка и отношении к нему толпы другой русский поэт-пророк Некрасов. Многие, как Пушкин и Лермонтов, безвременно погибали, но на их место приходили другие. Как и всем пророкам, русским писателям пришлось пройти тернистый путь к славе через боль, недуги, трудности, страдания. Согласимся с Чеховым – «настоящий писатель видит яснее, чем обычные люди». Ведь, действительно, порой писатели наделены совершенно особым зрением, чтобы увидеть скрытые истины, и красноречием, чтобы «глаголом жечь» наши сердца.
В чем сходство писателя и пророка? Попробуем разобраться.
В Толковом словаре Даля слово «пророк» имеет около двадцати значений. Как бы то ни было, «говорящие от имени Бога» писатели-пророки предсказывали наше будущее. И писатель, и пророк обладают богатым внутренним миром. Они мудры и делятся мудростью с другими людьми. Через свои произведения, через меткое слово писатель передает свой жизненный опыт, чтобы научить человечество не совершать ошибок.
После встречи с необычным писателем у читателя сразу же возникает чувство «нам хорошо вместе» и происходит доверительный разговор, какой может быть только между самыми близкими людьми. В ходе этой неторопливой беседы открываются тайны мироздания, рождаются новые идеи и смыслы. Ты словно заново рождаешься и начинаешь смотреть на мир по-другому.
Таким писателем для меня явился Валентин Распутин. Мне навсегда запомнился его рассказ «Уроки французского», в основе которого детское воспоминание. Оно, по словам самого писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним». Это произведение в полной мере можно считать автобиографическим рассказом. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после». Так начинает Распутин свои «уроки». Взаимоотношения учителя и ученика, четкое изображение жизни, освещенной духовным светом и нравственным смыслом, становление личности героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной.
Для героя уроки французского стали уроками жизни, общение с учительницей – воспитанием чувств. Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, – поступок далекий от нравственности. Но видя, что школьник недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и «проигрывает», чтобы на эти копейки мальчик смог купить себе молока. Она рада, что ей удается этот обман. Ложь во благо. Допустима ли она? По Распутину – да. Лидия Михайловна думала не о себе, не о своей выгоде, а только о своем ученике, который нуждался в помощи. Страх потерять работу ее не остановил. Из-за своей необыкновенной эмпатии и доброты героиня пострадала – она лишилась работы, но обрела что-то более ценное….
«Уроки» Распутина, его размышления о человеке, о жизни, о природе помогли мне обнаружить и открыть в себе, в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
Еще в мировой литературе не раз бывало так, что предсказания писателей сбывались. Писатели-фантасты умеют генерировать идеи, отображая в своих произведениях будущие открытия, чудеса науки и техники. Фантасты погружают нас в неведомый мир – магический. Как это ни странно, время от времени ученые воплощают в жизнь много идей писателей-фантастов.
Так Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» предсказал открытие двух Лун. Когда Гулливер оказывается на острове Лапута, местные астрономы замечают, что на орбите Марса вращаются две луны. Спустя полтора века было обнаружено, что у Марса действительно два спутника – Фобос и Деймос.
Еще одним изобретением, идею которого придумал писатель, является солнечный парус. Жюль Верн в своем фантастическом романе «С Земли на Луну» выдвинул идею солнечных парусов. Эта догадка получила воплощение через сто сорок пять лет, когда был использован первый солнечный парус.
Существует и научная теория относительно того, что люди, занимающиеся литературным творчеством, наделены пророческим даром и могут предвидеть будущее. В этой гипотезе есть зерно правды, поскольку в текстах некоторых русских писателей находятся предсказания, удивительным образом сбывшиеся спустя время.
Многие известные писатели не были признаны при жизни. В них сомневались, их запрещали, предостережения не слышали, не принимались в расчет и предсказания, пока те не сбылись. Возможно, мы иногда не понимаем писателей потому, что они отличаются от нас. Они мыслят иначе, видят глубокие смыслы, смотрят на положение вещей намного шире. Поэтому стоит время от времени перечитывать всю классику, в первую очередь, классику русскую.
Фазиль Искандер писал: «Наша классическая литература признана всем миром как самая совестливая. Мы редко задумываемся над тем, что это же настоящее чудо: за каких-то 70 лет – с 1820 (начало зрелости Пушкина) до 1890 (зрелость Чехова) – в России была создана поистине великая литература. Европейской культуре на подобный процесс понадобилось почти 500 лет. «Война и мир» и «Братья Карамазовы» – это не только непревзойденные художественные образцы, в них – суть тысячелетней цивилизации».
Можно добавить, что в нашей классике не только изложена суть минувшего, но варианты грядущего, будущего всего человечества. Ведь настоящий писатель создает свое произведение с мыслью о читателе. Никто так напряженно не размышляет о взаимоотношениях автора и читателя, о судьбе человечества, как их творцы, люди пишущие.
Дана Хапова, обучающаяся литературной студии «Свеча» ГБОУ ДАТ «Солнечный город».