Учить химию. Любить химию. Учить любить химию

 На Пятой Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходившей чуть больше двух лет в КБГУ, были представлены перспективные инновационные проекты молодых исследователей из 12 субъектов Российской Федерации по разным научным направлениям. В рамках конференции был проведен конкурсный отбор инновационных проектов молодых ученых нашей республики на финансирование по программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»-2015). Победителями тогда стали 30 участников, они и получили гранты на свои исследования. В числе победителей была и аспирантка первого года обучения Института химии и биологии КБГУ Залина Сокурова.
 Свой грант – 400 тысяч, полученные за два года, Залина уже освоила, потратив на исследования, благополучно за них отчиталась, и в этом году вместе со своим научным руководителем – доктором химических наук, профессором Жамалом Ахматовичем Кочкаровым они собираются переходить на следующий этап программы – «Старт».
 У нее, «без пяти минут» кандидата химических наук, четыре вузовских диплома, три из них – с отличием.
- Зачем тебе столько? – недоумеваю я.
- Я просто очень люблю учиться, - признается она. – И всегда любила. С самого раннего детства помню себя с книгой в руке. Мама говорит, что я даже в гости ходила со своими книгами, чтобы там сесть и читать. Такая радость для меня была, когда я, наконец, в школу пошла! У нас была очень сильная школа, хоть и сельская – я выросла в селении Плановское Терского района. Именно там я и получила крепкие базовые знания и влюбилась в химию. Вообще-то мне все предметы были интересны, и внеклассная работа тоже – в школе я постоянно занималась общественными делами, участвовала в разных мероприятиях, причем любого направления. В старших классах решила, что буду поступать на медфак. Но вмешались некоторые обстоятельства и люди. Во-первых, это мой репетитор по химии, к которому я два раза в неделю ездила на занятия из Плановского в Терек. Она была не только прекрасным педагогом, но и замечательным человеком. Свое восторженное отношение к ней я перенесла и на предмет, который она преподавала. А тут еще наш класс побывал с профориентационной экскурсией в КБГУ, и мне очень понравилось на факультете химии. В общем, я после школы подала заявление именно на эту специальность. А уже когда была зачислена на очное отделение, поступила еще на заочное отделение в Институт бизнеса, на специальность «юриспруденция». Так и училась шесть лет в двух вузах на двух специальностях одновременно.
- Как тебе это удавалось, ведь обе специальности очень непростые?!
- Не знаю… Как-то удавалось – и учиться хорошо, и занятия не пропускать, и заниматься исследовательской работой. Я, кстати, в университете уже со второго курса начала ею заниматься. И практику проходила: как химик – на Терском заводе алмазного инструмента, как юрист – в адвокатуре. У меня защита диплома в одном вузе и госэкзамены в другом выпали на один день, представляете? Но ничего, все сдала. Бакалавриат и магистратуру по химии окончила с красным дипломом, специалитет по юриспруденции – с синим. Я не могу сказать, что мне было очень уж трудно – наверное, потому, что я, как уже говорила, люблю учиться.
- То есть, когда поступала, у тебя уже в планах было три диплома за шесть лет? А исследовательская работа – случайный интерес или тоже было в планах?
- Я когда только документы подавала, у меня в планах уже были не только бакалавриат, магистратура, но и аспирантура, и кандидатская диссертация! Уже на втором курсе я выбрала тот раздел в науке, в котором хочу работать – физическая химия, и даже определилась с научным руководителем. С профессором Газали Касботовичем Шурдумовым мы работали над соединениями вольфрама и молибдена. К завершению обучения у меня уже была магистерская диссертация на триста страниц, которая вполне могла стать основой для кандидатской. Но тут опять вмешались обстоятельства – на последнем курсе я вышла замуж и после получения диплома магистра решила взять тайм-аут на год.
- Муж – коллега?
- Нет, он не имеет отношения к науке. Он человек творческий – фотографирует, пишет стихи и музыку. При этом мы прекрасно друг друга дополняем: ему интересна наука, мне – музыка и поэзия. И муж, и его родители меня всячески поддерживают в моей тяге к учебе и науке, хоть и называют шутя «наша вечная студентка». Так что в аспирантуру я поступала год спустя с их одобрения. И…начала все с нуля. Здесь научным руководителем у меня стал профессор Кочкаров (на снимке с Залиной – ред.), и мы начали работать над другой темой. Да, это тоже была физическая химия и тоже соединения вольфрама, но тут требовались уже другие изыскания, другие опыты и вычисления. То есть это была уже совершенно другая работа, не похожая на ту, которой я занималась до этого три года.
 В аспирантуре я с новой силой занялась исследовательской работой. И если раньше, будучи студенткой, участвовала чаще во внутривузовских научных конференциях, то теперь вышла уже на более высокий уровень – за неполных три года учебы приняла участие во многих научно-практических конференциях и конкурсах в разных городах – региональных, всероссийских, международных, и в некоторых – небезуспешно. Вообще, надо сказать, что в университете очень приветствуется научная работа – преподаватели постоянно предлагают нам участвовать в различных конкурсах и конференциях, немало их проводится и в стенах университета. Так я и про «УМНИК» узнала, подала заявку и с первого же раза выиграла его. Причем сама я не очень верила, что выиграю, а вот Жамал Ахматович был уверен в моей победе и меня всячески подбадривал, уверяя, что у меня «все получится!» Ему хочу отдельное спасибо сказать – за помощь, поддержку, за то, что верит в меня. Проект мы делали по разработке технологии синтеза и регенерации вольфрама свинца. Человеку, от физической химии далекому, трудно будет объяснить, что это и для чего это. Хотя каждый, наверное, знает, что одним из достижений современной науки стала постройка Большого адронного коллайдера, который используется для изучения микрочастиц и проникновения в строение вещества. Микрочастицы можно лишь зафиксировать точнейшей аппаратурой – фотонным спектрометром, в котором используются сцинтилляторы, способные регистрировать ионизирующие излучения – гамма кванты. В настоящее время в качестве такого сцинтиллятора используют монокристаллы вольфрамата свинца PbWO4, способного сохранить высокую стабильность своих параметров под воздействием радиационного излучения в течение длительного времени. Целью моей работы является разработка новых перспективных способов получения вольфрамата свинца. 
- Программы «УМНИК» и «СТАРТ» в идеале подразумевают внедрение проектов в производство, их коммерциализацию. Возможно такое будущее у твоего проекта?
- Конечно, технологию, которую мы разрабатываем, можно использовать в производстве, можно продать. Но об этом лучше поговорить позже, когда мы полностью завершим над ним работу. 
- Ты уже скоро закончишь аспирантуру и защитишься, а что дальше? Пробовала когда-нибудь устроиться на работу по специальности? Где ты себя видишь – молодого кандидата химических наук?
- В науке и вижу. Мой идеальный вариант – защитить кандидатскую и поступить в докторантуру, защитить докторскую и заниматься научной работой, параллельно читая лекции студентам. Но я уже знаю, как это все непросто сделать. Нет, не учиться, учиться я люблю и умею, я говорю о трудоустройстве в нашей республике. Я ведь пыталась много раз… Сначала хотела устроиться судмедэкспертом – мне казалось, что наличие дипломов юриста и химика – это «самое то». Потом очень хотела преподавать в вузе, для этого даже закончила педагогический факультет КБГУ, тоже, к слову, с красным дипломом, и получила квалификацию «преподаватель высшей школы». Потом пыталась устроиться в школу учителем химии. Я носила с собой портфолио с кучей красных дипломов, грамот и сертификатов, их рассматривали внимательно, удивлялись, хвалили, но на работу не брали. Причины озвучивали две: «у нас нет мест» и «у вас нет стажа». Но где же я возьму этот так необходимый работодателю стаж, если меня на работу никто не берет! Круговорот какой-то получался и безысходность. В школах мне говорили: «Оставьте свой телефон, мы позвоним». Но никто не спешил звонить. Мне предложили преподавать биологию в образовательном центре «Успех», и я с радостью согласилась. Хоть и понимала, что это, мягко говоря, не совсем мое, но очень старалась хорошо работать. Я даже окончила курсы федеральных государственных образовательных стандартов для учителей. Перед началом этого учебного года мне все-таки позвонили и предложили работу учителя химии в нальчикской СШ №4. Сейчас я преподаю этот предмет в 10-11 классах и для учеников среднего звена веду в школе ознакомительный курс химии. Мне все нравится. И дети – любознательные и умненькие, и коллеги, которые никогда не отказывают в помощи, в совете, всегда поддерживают, и сама возможность делиться своими знаниями. Мой репетитор по химии, та самая, к которой я ездила в Терек, будучи школьницей, говорила мне так: «Мало иметь глубокие знания, неправильно быть единственным их обладателем, важно, чтобы они не ушли вместе с тобой, не пропали, нужно обязательно делиться ими, вот тогда от них будет наибольшая польза». 
 Знаете, финансовая составляющая всегда была второстепенна в моем большом желании устроиться на работу. Наша семья не бедствует – муж работает, да и у меня, кроме аспирантской стипендии, еще две именные, одна из них – президентская, да и репетиторство есть иногда. Хотя «меркантильный» момент в желании трудоустроиться присутствует – заработать стаж. Но основная причина – удовольствие от работы. Его мне дает возможность ежедневно заниматься химией и общаться с детьми. Когда-то я влюбилась в химию благодаря моему педагогу, и я очень надеюсь, что кто-то из моих учеников также полюбит химию благодаря мне.

(Сокурова Залина Аслановна, аспирант третьего года обучения кафедры неорганической и физической химии Института химии и биологии КБГУ. Победитель конкурса Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической среде «УМНИК»- 2015 г. Дипломант всероссийской молодежной конференции «Химическая технология функциональных материалов», полуфиналист всероссийского молодежного конкурса «Молодой инноватор года», обладатель диплома 1 степени IХ конкурса «Гранты молодых ученых, студентов и аспирантов КБГУ 2017». Лауреат республиканского конкурса «Достижения года» 2016 и 2017 годов в номинации «Достижение года в области науки»).

Свежие номера газет Советская молодежь


31.10.2018
24.10.2018
17.10.2018
10.10.2018